База знаний ЖКХ

ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

27 декабря 2006 г. № 2

О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 23 марта 2015 г. № 135 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.03.2015, 1/15711) – новая редакция;

Указ Президента Республики Беларусь от 13 июня 2023 г. № 172 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.06.2023, 1/20890) – новая редакция

 Важнейшими задачами белорусского государства являются защита прав и законных интересов граждан, создание условий для свободного и достойного развития личности, повышение качества жизни людей. Успешное решение этих задач во многом зависит от того, насколько эффективно действует система работы с населением.

Государством постоянно принимаются меры, направленные на совершенствование механизмов работы с гражданами, представителями юридических лиц при реализации ими своих прав, защите законных интересов. И в этом направлении сделано немало.

В работе государственных органов и государственных организаций (далее, если не указано иное, – государственные органы) превалируют такие принципы взаимодействия с населением, как:

заявительный принцип «одно окно», исключающий неоднократные посещения государственного органа заинтересованным лицом, а также минимизирующий представляемые таким лицом сведения, необходимые для осуществления административных процедур;

принцип приоритета учета законных интересов граждан и юридических лиц.

Развивается информационное взаимодействие на платформе общегосударственной автоматизированной информационной системы, внедрена государственная единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, позволяющая осуществлять централизованный учет, хранение электронных и письменных обращений и ответов (уведомлений) на них, а также контроль за рассмотрением обращений.

Тем не менее государственным органам на всех уровнях государственного управления необходимо уделять максимальное внимание повышению результативности работы с гражданами, представителями юридических лиц, качества обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе эффективной реализации поступающих инициатив по различным вопросам жизнеобеспечения. Дебюрократизация должна носить всеобщий, тотальный характер, проникать во все без исключения аспекты жизни общества, затрагивать деятельность всех государственных структур.

При этом с учетом современных реалий, достигнутого уровня информатизации общества необходимо более масштабно развивать возможности цифровых платформ для выстраивания эффективного взаимодействия и партнерства между государственными органами и гражданами, представителями юридических лиц, одновременно обеспечивая информационную безопасность.

Совершенствование сферы осуществления административных процедур всегда являлось и остается одним из приоритетных направлений дебюрократизации государственного аппарата. Продолжение работы в данном направлении должно быть сконцентрировано на развитии цифровых технологий, предоставляющих новые возможности для того, чтобы административные процедуры стали максимально простыми, не обременяющими ни граждан, ни субъектов хозяйствования.

Реализуя указанный вектор на современном этапе, руководителям государственных органов следует акцентировать усилия на переводе административных процедур, в первую очередь наиболее востребованных среди населения, в электронную форму.

Является актуальным внедрение в практику осуществления административных процедур проактивного формата, максимально исключающего необходимость личного участия заинтересованного лица в процессе сбора и подачи сведений для осуществления административной процедуры.

В целях повышения эффективности работы с гражданами, представителями юридических лиц, качества обеспечения жизнедеятельности населения, открытости государственных органов, а также их дальнейшей дебюрократизации:

1. Считать состояние работы с населением одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов. В связи с этим для выстраивания эффективного взаимодействия с населением, в том числе в режиме реального времени:

1.1. руководителям государственных органов:

продолжить практику проведения прямых телефонных линий, выездных личных приемов, организации общественных приемных, пресс-конференций по актуальным для населения вопросам, в том числе с привлечением представителей средств массовой информации, субъектов гражданского общества, включая ведущие молодежные общественные объединения. При этом поднимаемые гражданами вопросы, не требующие значительного дополнительного финансирования и специальной дополнительной проверки и относящиеся к компетенции соответствующего должностного лица, должны решаться безотлагательно и системно;

рассматривать обращения по наиболее проблемным вопросам жизнедеятельности граждан с выездом на место в целях изучения, анализа сложившейся ситуации и оперативного их решения;

принимать меры по максимально широкому анонсированию и освещению проводимой работы с населением в средствах массовой информации;

обеспечить использование интернет-сервисов (видеохостингов) для ведения прямых трансляций в глобальной компьютерной сети Интернет, размещения видеосюжетов по насущным вопросам жизни общества и государства;

проводить на постоянной основе информационно-просветительскую работу с населением, в том числе встречи в трудовых коллективах, диалоговые площадки, по актуальным вопросам социально-экономического и общественно-политического развития, активно привлекать к данной работе политологов, социологов, иных представителей экспертного сообщества;

обеспечить ведение официальных аккаунтов в популярных социальных сетях с размещением новостного и иного актуального информационного контента;

привлекать к работе экспертных и консультативных советов общественных активистов, представителей субъектов гражданского общества, включая членов ведущих молодежных общественных объединений, учитывать мнение граждан при создании условий для обеспечения жизнедеятельности населения;

обеспечить надлежащую работу горячей линии по приему обращений по вопросам справочно-консультационного характера, связанным с деятельностью государственных органов;

не допускать длительного ожидания гражданами, представителями юридических лиц приема в государственных органах, а также организациях, обеспечивающих жизнедеятельность населения, в том числе путем обеспечения своевременной укомплектованности кадрами, внедрения информационных технологий дистанционного обслуживания граждан, а также системы электронного управления очередью, если это необходимо с учетом количества и специфики поступающих обращений;

исключить случаи необоснованного вызова граждан, представителей юридических лиц в суды, органы прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, Комитета государственного контроля, налоговые, таможенные и иные государственные органы, нахождения указанных лиц в названных органах сверх времени, необходимого для производства процессуальных действий;

при принятии решений, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования при применении. В случае неясности или неточности предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета законных интересов граждан и юридических лиц;

обращать особое внимание на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам, представителям юридических лиц, соблюдение требований служебной этики. По каждому случаю формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людям проводить проверку и при подтверждении соответствующих фактов привлекать виновных к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;

1.2. руководителям республиканских органов государственного управления и (или) их заместителям, председателям облисполкомов, Минского горисполкома и (или) их заместителям, управляющим делами проводить по графику:

личный прием еженедельно с 08.00 до 13.00 или с 15.00 до 20.00. При этом не реже одного раза в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20.00;

прямые телефонные линии вторую субботу каждого месяца с 09.00 до 12.00;

выездные личные приемы не реже одного раза в квартал.

Руководителям рай-, горисполкомов, местных администраций районов в городах и (или) их заместителям, управляющим делами проводить по графику:

личный прием каждую среду с 08.00 до 13.00 или с 15.00 до 20.00. При этом не реже одного раза в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20.00;

прямые телефонные линии каждую субботу с 09.00 до 12.00;

выездные личные приемы не реже одного раза в квартал.

Руководителям пос-, сельисполкомов и (или) их заместителям, управляющим делами проводить по графику личный прием каждую среду с 08.00 до 13.00 или с 15.00 до 20.00. При этом не реже одного раза в месяц личный прием должен заканчиваться не ранее 20.00.

Начальникам структурных подразделений республиканских органов государственного управления по решению руководителей этих органов проводить прямые телефонные линии по вопросам, входящим в их компетенцию, либо по заранее планируемой теме каждую субботу с 09.00 до 12.00, за исключением второй субботы месяца.

При необходимости, обусловленной в том числе значительным количеством обращений, личный прием и прямые телефонные линии могут проводиться чаще и более продолжительное время.

При изменении согласованного порядка личного приема соответствующий государственный орган должен уведомить об этом граждан, записавшихся на личный прием;

1.3. рекомендовать депутатам всех уровней, членам Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:

при рассмотрении обращений, содержащих информацию о нарушении прав и законных интересов граждан, использовать имеющиеся полномочия для устранения допущенных нарушений, сохранять вопросы на контроле до их полного разрешения;

принимать исчерпывающие меры, направленные на решение на местах актуальных проблем жизнедеятельности населения, а также участие в реализации системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики;

стимулировать заинтересованность людей в развитии своих регионов, в том числе посредством участия в территориальном общественном самоуправлении, а также в реализации гражданских инициатив;

способствовать формированию канала обратной связи с населением, в том числе посредством общественных обсуждений интересующих граждан вопросов, иных форм участия граждан в государственных и общественных делах на местном уровне;

1.4. Министерству юстиции обеспечивать координацию и методологическое сопровождение работы государственных органов с населением в части осуществления правового просвещения, совершенствования законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, об административных процедурах и практики его применения;

1.5. государственным органам и редакциям государственных средств массовой информации на постоянной основе:

освещать в средствах массовой информации принимаемые меры по дебюрократизации государственного аппарата, совершенствованию работы с населением, формы вовлечения граждан в работу республиканских и местных органов, положительные примеры решения поступающих от граждан вопросов, ход решения выявленных резонансных проблемных вопросов;

проводить информационно-просветительскую работу, направленную на разъяснение населению конституционных требований по взаимной ответственности государства перед гражданами и граждан перед государством;

1.6. редакциям государственных средств массовой информации в течение двух рабочих дней уведомлять государственные органы об опубликованных в соответствующих печатных средствах массовой информации, размещенных в теле- и радиопрограммах либо сетевых изданиях материалах о невыполнении работниками таких органов требований законодательства при работе с населением.

Руководители государственных органов обязаны рассмотреть такие материалы и принять меры по устранению допущенных нарушений и причин, их порождающих, а также при наличии оснований привлечь виновных в этом к дисциплинарной ответственности.

2. Принять меры по дальнейшему совершенствованию порядка осуществления административных процедур для населения. При этом:

2.1. прием граждан с заявлениями об осуществлении административных процедур (за исключением административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении своих работников):

должен начинаться в рабочие дни не позднее 08.00 или завершаться не ранее 20.00. При этом хотя бы один рабочий день в неделю прием должен заканчиваться не ранее 20.00;

может осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений за осуществлением административных процедур.

По решению руководителя государственного органа при необходимости может осуществляться предварительная запись граждан на такой прием. Руководители несут персональную ответственность за обеспечение указанного режима работы в возглавляемых государственных органах, а также в подчиненных организациях;

2.2. рассматривать в качестве грубого нарушения должностных обязанностей факты неправомерных истребования от заинтересованных лиц, обратившихся за осуществлением административной процедуры, документов и (или) сведений, а также отказа в принятии заявлений об осуществлении административных процедур, в том числе в связи с временным отсутствием соответствующего работника;

2.3. не допускать необоснованного введения новых административных процедур, увеличения сроков осуществления административных процедур, принимать меры по сокращению перечня документов и (или) сведений, представляемых для осуществления административных процедур;

2.4. в целях сокращения количества административных процедур и упрощения порядка их осуществления Совету Министров Республики Беларусь:

совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом, ОАО «Агентство сервисизации и реинжиниринга» на постоянной основе проводить инвентаризацию административных процедур;

совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом принимать меры по консолидации административных процедур в службе «одно окно».

Информацию о проделанной работе в соответствии с абзацами вторым и третьим части первой настоящего подпункта представлять в Администрацию Президента Республики Беларусь ежегодно не позднее 31 декабря;

2.5. облисполкомам и Минскому горисполкому:

до 31 декабря 2023 г. принять меры по надлежащей организации мест приема граждан при их обращении за осуществлением административных процедур в рай-, горисполкомы, местные администрации районов в городах с учетом требований законодательства и соблюдением имиджевой составляющей, обеспечению конфиденциальности информации в местах приема граждан, сокращению времени ожидания в очереди, улучшению условий в местах ожидания приема, увеличению количества административных процедур (вопросов) исполкома, по которым возможно обращение в службу «одно окно»;

обеспечивать максимально полное информирование граждан о работе службы «одно окно», а также местных исполнительных и распорядительных органов по осуществлению административных процедур, в том числе через средства массовой информации, глобальную компьютерную сеть Интернет и размещение социальной рекламы.

3. Повысить уровень информатизации в сфере работы с населением. В этих целях:

3.1. считать, что электронные документы, документы в электронном виде, электронные сообщения и иные сведения в электронной форме, направленные государственными органами в случаях, определенных законодательством, в активированные личные электронные кабинеты на едином портале электронных услуг их владельцам, являются достоверными, надлежащим образом ими полученными и влекущими юридически значимые последствия;

3.2. государственным органам:

максимально использовать электронный документооборот, включая межведомственные информационные системы, при реализации государственных функций, в рамках взаимодействия между собой или осуществлении административных процедур;

обеспечивать в случаях, предусмотренных в подпункте 3.1 настоящего пункта, возможность направления электронных документов, документов в электронном виде, электронных сообщений и иных сведений в электронной форме, в том числе при осуществлении административных процедур, владельцам личных электронных кабинетов на едином портале электронных услуг;

совместно с РУП «Национальный центр электронных услуг» в течение месяца со дня официального опубликования нормативного правового акта, изменяющего правовое регулирование административных процедур, актуализировать содержащуюся на едином портале электронных услуг информацию в отношении административных процедур, осуществляемых в электронной форме;

в шестимесячный срок обеспечить внесение сведений об информационных ресурсах (системах), используемых для осуществления административных процедур, в реестры метаданных, электронных сервисов и нормативно-справочной информации, а также на постоянной основе поддерживать их в актуальном состоянии;

3.3. Совету Министров Республики Беларусь:

в шестимесячный срок определить перечень государственных информационных ресурсов (систем), подлежащих интеграции с общегосударственной автоматизированной информационной системой для осуществления административных процедур, и сроки такой интеграции, ежегодно осуществлять его актуализацию;

совместно с Национальным банком в шестимесячный срок проработать механизм предоставления уполномоченным органам возможности получать подтверждение внесения субъектами хозяйствования платы, взимаемой при осуществлении административных процедур;

3.4. Совету Министров Республики Беларусь совместно с облисполкомами до 31 декабря 2025 г.:

принять меры по обеспечению широкополосного доступа к глобальной компьютерной сети Интернет населения, проживающего в сельской местности;

обеспечить охват населения, проживающего в сельской местности, услугами сотовой связи;

3.5. Совету Министров Республики Беларусь совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом:

до 1 сентября 2023 г. принять меры по совершенствованию порядка использования программного комплекса «Одно окно» в деятельности местных исполнительных и распорядительных органов;

на постоянной основе:

обеспечивать актуализацию сведений, содержащихся на интернет-сайтах государственных органов и подчиненных им организаций, в целях исключения противоречивой, неактуальной информации, восполнения пробелов в информировании населения;

информировать население о порядке и преимуществах направления электронных обращений посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц;

обеспечивать эффективное функционирование и популяризацию портала рейтинговой оценки организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения и (или) осуществляющих административные процедуры, а также возможность оценивать качество осуществленных государственными органами административных процедур в личном электронном кабинете на едином портале электронных услуг. Обеспечить надлежащий учет этой информации и использование ее при оценке деятельности соответствующих организаций и проведении ротации их руководящих кадров;

3.6. РУП «Национальный центр электронных услуг» совместно с заинтересованными государственными органами обеспечивать поддержание программного комплекса «Одно окно» в актуальном состоянии с учетом законодательства об административных процедурах.

4. Установить, что создание условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан, повышения качества оказания услуг населению является первоочередной задачей местных исполнительных и распорядительных органов. Все проблемы и трудности населения должны разрешаться в первую очередь непосредственно на местах. В этих целях облисполкомам и Минскому горисполкому:

выстроить эффективное взаимодействие с населением в решении выявленных проблемных вопросов в регионах, активно используя возможности средств массовой информации, интернет-ресурсов, диалоговые площадки, пресс-конференции, в том числе на базе редакций районных и городских газет;

в приоритетном порядке обеспечивать надлежащую работу организаций жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, торговли, учреждений образования, транспортных и иных организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения, на соответствующей территории. Телефоны, ссылки на интернет-сайты указанных организаций должны быть размещены на интернет-сайтах рай-, горисполкомов, местных администраций районов в городах, а качество работы этих организаций поставлено на постоянный контроль;

организовать в каждом районе предоставление услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения, в том числе на платной основе, ориентируясь на запросы людей, а также возможность обращения за оказанием услуг и отмены такого обращения в электронной форме;

ежегодно анализировать качество оказания услуг населению, в том числе с учетом количества поступивших жалоб, и по результатам принимать меры, вносить в уполномоченные органы предложения по повышению эффективности оказания таких услуг.

5. Совету Министров Республики Беларусь во взаимодействии с государственными органами, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь, на постоянной основе принимать меры по упрощению межведомственного взаимодействия и внутриорганизационной деятельности государственных органов путем отказа от избыточных отчетов и иных документов формального характера.

6. Генеральной прокуратуре, Комитету государственного контроля, иным контролирующим (надзорным) органам при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности на постоянной основе в приоритетном порядке принимать меры профилактического и предупредительного характера в отношении граждан и субъектов хозяйствования.

Генеральной прокуратуре осуществлять на постоянной основе мониторинг обращений, содержащих критику работы правоохранительных органов, в том числе размещенных в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет. В случае выявления нарушений обеспечивать восстановление законности и привлечение виновных должностных лиц к ответственности.

7. Руководителям государственных органов исключить факты передачи принятия решений и согласования вопросов, входящих в компетенцию соответствующего органа, на вышестоящий уровень.

8. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Администрацию Президента Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

Домашние животные — это имущество, на которое гражданин обладает правом собственности и несет за него ответственность (ст.137 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)). Для кого-то домашнее животное — компаньон и друг, а для кого-то, например соседей, — источник всех бед и неудобства для проживания.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрена возможность обратиться с жалобой на соседа из-за того, что его домашнее животное причиняет неудобства другим жильцам. Рассмотрим это на следующем примере.

В данном примере можно говорить о том, что соседями — владельцами домашнего животного, в частности собаки, нарушаются Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 (далее — Правила № 399), и Правила содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2001 № 834 (далее — Правила № 834).

Содержание в жилых помещениях домашних животных осуществляется в порядке и на условиях, определенных законодательством. При перемещении домашних животных по вспомогательным помещениям жилого дома и придомовой территории граждане должны принимать меры для исключения возможности нанесения ими вреда другим гражданам, животным и загрязнения общего имущества (п.9 Правил № 399).

Более того, граждане должны выполнять установленные санитарно-эпидемиологические требования, а именно:

  • содержать в чистоте и порядке жилые помещения, включая подсобные, балконы и лоджии, не сорить в кабинах лифтов, вспомогательных помещениях жилых домов и на придомовой территории;
  • содержать в надлежащем техническом, противопожарном и санитарном состоянии в подвале и вспомогательных помещениях жилого дома занимаемые хозяйственные кладовые (сараи) и прилегающие к ним проходы, не допускать накопления в них мусора, хранения взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся (горючих) жидкостей, газовых баллонов и других огнеопасных веществ и материалов, а также пользования открытым огнем (подп.7.12 п.7 Правил № 399).

Стоит также отметить, что в рассматриваемом примере хозяин собаки также нарушил п.2 Правил № 834, согласно которому владельцы собак, кошек обязаны:

  • строго выполнять санитарно-ветеринарные нормы и правила содержания животных;
  • обеспечивать безопасность людей;
  • не допускать загрязнения животными общедоступных мест.

Требования к содержанию домашних животных и обязанности владельцев установлены Правилами № 834. Так, в частности, разрешается содержать собак, кошек в занимаемой одной семьей отдельной квартире, но не более двух животных в отдельной квартире многоквартирного жилого дома.

В квартире, где проживает несколько нанимателей (собственников), разрешается содержать не более одного животного на семью нанимателя (собственника) при согласии всех совершеннолетних граждан, проживающих в квартире (подп.3.1 п.3 Правил № 834).

Кроме того, владельцы собак, кошек обязаны:

  • в течение 3 дней извещать организацию, регистрирующую животных, а также ветеринарное учреждение по месту своего постоянного проживания о приобретении, продаже, гибели, пропаже, перемене места жительства или сдаче собаки, кошки (подп.4.2 п.4 Правил № 834);
  • доставлять домашних собак, кошек в ветеринарные учреждения для обследования и прививок против бешенства (подп.4.3 п.4 Правил № 834);
  • регистрировать домашних животных (подп.5.3 п.5 Правил № 834).

Регистрация домашних животных. Уплата налога

В настоящее время законодательством Республики Беларусь установлена обязательная регистрация в отношении собак и кошек, содержащихся в жилых помещениях. Регистрация осуществляется специальными организациями, перечень которых определяется исполкомом (п.8 Правил № 834).

Согласно подп.17.7 п.17 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200, такими организациями являются организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, сельские, поселковые исполнительные комитеты.

Собаки, кошки подлежат регистрации в течение 3 дней со дня приобретения. Щенки и котята должны быть зарегистрированы в возрасте от 3 до 3,5 месяца. Регистрация собак потенциально опасных пород производится только при наличии у владельца справки о прохождении соответствующего обучения. При регистрации собак, кошек их владельцам выдается регистрационное удостоверение и жетон установленного образца, который должен быть постоянно прикреплен к ошейнику животного (пп.9-12 Правил № 834).

После регистрации собаки ее владелец обязан будет уплачивать налог за владение собаками в местный бюджет в размере, установленном законодательством.

Налог на собак подлежит уплате ежеквартально с момента достижения собакой возраста 3 месяцев (п.1 ст.309, ст.311 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Ставки налога устанавливаются за каждый налоговый период (календарный квартал) в следующих размерах:

  • 1,5 БВ — за собаку потенциально опасной породы;
  • 0,3 БВ — во всех остальных случаях (п.1 ст.310 названного Кодекса).

Налог уплачивается одновременно с оплатой жилищно-коммунальных услуг. В том случае, если владелец собаки не зарегистрировал ее и не уплачивает за ее содержание налог, он может быть привлечен к административной ответственности за неуплату суммы налога, а также за нарушение правил содержания животных (часть 6, часть 8 ст.13.6 и часть 1 ст.15.47 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее — КоАП).

За любое нарушение установленных правил содержания домашних животных их владельцы могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 15 БВ, а также в виде штрафа в размере от 10 до 30 БВ или административного ареста в случае, если был причинен вред здоровью людей или имуществу (ст.15.47 КоАП).

Бороться с соседями, нарушающими установленные правила содержания домашних животных, можно следующими способами:

  1. разместить объявление о необходимости соблюдения правил содержания домашних животных;
  2. обратиться с соответствующей жалобой (заявлением) в организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, либо в исполком (администрацию района) и привлечь нарушителя к административной ответственности.

Протоколы об административном правонарушении по ст.15.47 КоАП вправе составлять также органы внутренних дел и органы государственного ветеринарного контроля

Правила выгула домашних животных

Помимо правил содержания, в Республике Беларусь установлены определенные правила выгула животных.

Владельцы домашних животных обязаны выводить в случае надобности собак из квартир или иных изолированных помещений, а также с изолированных территорий в места общего пользования на коротком поводке и в наморднике, за исключением щенков в возрасте до 3 месяцев и декоративных собак ростом до 25 сантиметров в холке, которых можно выводить на поводке без намордника (подп.4.4 п.4 Правил № 834).

Такие действия владельцев собак расцениваются как неправомерные, так как выгул собак должен производиться в местах, отведенных для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами (подп.4.5 п.4 Правил № 834).

Кроме того, владельцам кошек, собак запрещено приводить собак, кошек в магазины, на предприятия общественного питания и бытового обслуживания населения, в школы и детские дошкольные учреждения, в общественные здания, парки, скверы, на стадионы, рынки, а также на животноводческие фермы (данное требование не распространяется на собак-поводырей); а также выгуливать собак на придомовых территориях (подп.5.2 п.5 Правил № 834).

За нарушение вышеустановленных правил содержания собак, кошек и (или) хищных животных их владельцы могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 ст.15.47 КоАП в виде предупреждения или наложения штрафа от 1 до 15 БВ.

В данном случае нарушается еще одно правило, установленное п.6 Правил № 834, а именно: несовершеннолетним запрещено выгуливать собак потенциально опасной породы.

Перечень потенциально опасных пород собак утвержден постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12.12.2001 № 40.

Стоит также отметить тот факт, что владельцы собак потенциально опасных пород обязаны проходить специальные курсы в кинологических клубах, по окончании которых им выдается удостоверение (справка) о порядке разведения, содержания и ухода за собаками.

В данном случае нарушается еще одно правило, установленное п.6 Правил № 834, а именно: несовершеннолетним запрещено выгуливать собак потенциально опасной породы.

Перечень потенциально опасных пород собак утвержден постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12.12.2001 № 40.

Стоит также отметить тот факт, что владельцы собак потенциально опасных пород обязаны проходить специальные курсы в кинологических клубах, по окончании которых им выдается удостоверение (справка) о порядке разведения, содержания и ухода за собаками.

Согласно ст. 25 модельного закона «Об обращении с животными», принятого постановлением Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 31.10.2007 № 29-17 (далее — Закон), содержание собак потенциально опасных пород допускается только в одноквартирных жилых домах и на их придомовой территории. Тем не менее, хотя Закон был принят и Республикой Беларусь, он носит рекомендательный характер для использования в национальном законодательстве и его нормы не могут быть прямо применены при привлечении к административной ответственности владельца собаки за нарушения, установленные Законом.

Причинение ущерба животными

В рассматриваемой ситуации имуществу граждан был причинен ущерб, который может быть взыскан с владельца собаки в судебном порядке на основании положений ст.933 ГК.

Суд в случае признания вины владельца собаки обяжет последнего возместить вред в натуре (то есть предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или возместить причиненный ущерб. Кроме того, владелец собаки может быть привлечен к административной ответственности за нарушение правил содержания домашних животных. В том случае, если собака причинила вред здоровью гражданина, также можно ставить вопрос о возмещении вреда здоровью, основываясь на положениях ст.933 ГК.

И в случае причинения вреда имуществу, и в случае причинения вреда здоровью гражданина владельца собаки можно привлечь к административной ответственности по части 2 ст.15.47 КоАП, санкция которой предусматривает штраф в размере от 10 до 30 БВ или административный арест.

Автор: Елена Гритченок, адвокат Минской городской коллегии

С 1 октября 2016 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 29.08.2016 № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий», который предусматривает внедрение системы предоставления государственной помощи для частичной компенсации при оплате основных жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) с учетом общего дохода семьи, площади жилья потребителей и определенных условий потребления услуг.

Что такое безналичная жилищная субсидия и какие жилищно-коммунальные услуги подлежат субсидированию?

Субсидия — форма государственной поддержки граждан для частичной оплаты жилищно-коммунальных услуг, то есть разница между начисленной по нормативам суммой платы за жилищно-коммунальные услуги и суммой обязательного платежа, составляющего 20 % совокупного дохода для городских и 15 % — для сельских жителей.
Субсидированию подлежат услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению (канализации), газо-, электро- и теплоснабжению, а также снабжению сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, капитальному ремонту, техобслуживанию жилого дома и лифта, обращению с твердыми коммунальными отходами, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, возмещению расходов на электроэнергию для освещения подъездов и работы лифтов в многоквартирном жилом доме.

Стоит обратить внимание, что в этом перечне нет текущего ремонта и платы за пользование жилым помещением государственного жилфонда. А это значит, что субсидия на возмещение расходов, которые собственник понесет, например, при текущем ремонте подъездов или по арендной плате, предоставляться не будет.

Не будут субсидироваться также дополнительные ЖКУ, от которых человек может отказаться. То есть на техническое обслуживание домофонов, систем видеонаблюдения, работу консьержей, аренду и замену напольных грязезащитных ковровых покрытий, обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройство и их дальнейшее содержание субсидию получить нельзя.

ПОЛУЧИТЬ СУБСИДИЮ СМОГУТ СЕМЬИ ИЛИ ОДИНОКИЕ ГРАЖДАНЕ, ЧЬИ ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПРЕВЫСЯТ 20 % ОТ СОВОКУПНОГО ДОХОДА В ГОРОДЕ И ПОСЕЛКЕ ГОРОДСКОГО ТИПА И 15 % — В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Кому предоставляется безналичная жилищная субсидия? 
БЖС будут предоставляться собственнику или нанимателю жилого помещения государственного жилфонда, члену организации застройщика либо членам семьи, проживающими с ними совместно.
Получить субсидию смогут семьи или одинокие граждане, чьи затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг превысят 20 % от совокупного дохода в городе и поселке городского типа и 15 % — в сельской местности. Это так называемый определенный государством размер обязательного платежа за жилищно-коммунальные услуги, который необходимо будет погашать ежемесячно. Все, что будет начислено сверх этого, но в рамках утвержденных нормативов потребления, — компенсирует государство.

Кому жилищные субсидии не положены, даже если общий доход небольшой и позволяет их получить? 
В оформлении БЖС будет отказано, если владелец жилья или кто-либо из совместно проживающих с ним членов семьи будет иметь в собственности несколько жилых помещений (например, квартиру и дом в деревне, две квартиры и т. п.) или долей в другой квартире (исключение составляют только многодетные семьи), сдавать жилье по договору найма или владеть квартирой, в которой зарегистрировано частное унитарное предприятие. Это правило действует даже в том случае, если совокупный доход мал и позволяет претендовать на субсидию.

ЕСЛИ ВЫЯСНИТСЯ, ЧТО ДАННЫЕ О ДОХОДАХ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПРИДЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ВЕРНУТЬ ВСЮ НАЧИСЛЕННУЮ БЖС, НО И ЗАПЛАТИТЬ ПЕНЮ ЗА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАКОЙ ПОМОЩИ

Приостановить выплату субсидии могут, если собственник поменяет место жительства (оформить госпомощь можно по новому месту жительства, предоставив пакет документов в другую службу субсидирования), приобретет еще одну недвижимость, начнет сдавать квартиру или комнату внаем или предоставит недостоверные данные о доходах. Необходимо отметить, что ответственность за достоверность предоставленных данных лежит на заявителе. И если выяснится, что данные о доходах не соответствуют действительности, придется не только вернуть всю начисленную БЖС, но и заплатить пеню за каждый день предоставления такой помощи. Если же ошибка обнаружится в документах, полученных по запросу службой субсидирования, или же в расчетах, ответственность будут нести службы, занимающиеся расчетом и начислением субсидий.
Кстати, от субсидии можно отказаться, написав заявление в службу субсидирования о прекращении предоставления субсидии.
Граждане, являющиеся нанимателями квартир у частных лиц или  принадлежащих ведомствам или предприятиям, не смогут оформить БЖС.
Также не смогут претендовать на субсидию члены семьи, проживающие в жилом помещении собственника, в случае если сам собственник зарегистрирован в другом жилом помещении. Например, мать является собственником квартиры, но официально зарегистрирована и проживает в жилом доме своей дочери. В квартире остались жить ее сын с женой и малолетними детьми. Оформить субсидию они, не являясь хозяевами жилья, не смогут.

БЖС будет предоставляться на основе заявительного и выявительного принципов. По выявительному принципу помощь государства смогут получить неработающие пенсионеры или неработающие совершеннолетние инвалиды, если совместно с ними не проживают трудоспособные члены семьи. Этим категориям граждан никаких справок и документов собирать не нужно, субсидию им назначат по данным, которые в службу субсидирования будут предоставлены из соответствующих ведомственных структур — Минтруда, Фонда социальной защиты населения, «Белгосстраха», кадастрового агентства, исполкомов. То есть государство позаботилось о том, чтобы одинокие пенсионеры и инвалиды не стояли в очередях и не платили госпошлину за сбор необходимых документов.
По заявительному принципу субсидия будет предоставляться остальным категориям. Иными словами, семьи и граждане, чьи платежи за коммунальные услуги превысят установленный Указом процент обязательного платежа за коммуналку, должны самостоятельно собрать пакет документов и обратиться с заявлением в организацию ЖКХ, уполномоченную на начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, по месту жительства. Сумма господдержки в каждом случае будет рассчитываться индивидуально, с учетом совокупного дохода семьи, общей площади жилого помещения, количества проживающих граждан, количества оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

ВРЕМЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НЕ ДАЕТ ПРАВА НА ОФОРМЛЕНИЕ СУБСИДИИ.

Вопросы-ответы: 

Если человек зарегистрирован, например, в Минске, но временно переехал к пожилым родителям-инвалидам в Гомель, чтобы ухаживать за ними, будет ли учитываться его доход при определении совокупного дохода для получения субсидии по месту жительства родителей? 
Нет. Если родителям-инвалидам будет положена субсидия, ее рассчитают и назначат автоматически по выявительному принципу. Их родственник может обратиться за назначением субсидии по основному месту жительства. Временная регистрация не дает права на оформление субсидии.

На какой срок предоставляется жилищная субсидия? 
По выявительному принципу будут приниматься в расчет доходы семьи за три месяца, а по заявительному — за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения. На этот же срок и будет предоставлена БЖС.
Допустим, счета за коммунальные услуги в отопительный период «съедают» 25 % дохода городской семьи, собственник квартиры собирает необходимые документы и данные за 6 месяцев и обращается за получением субсидии. Но получать ее он будет последующие 6 месяцев.  Может оказаться, что в летний период платежи за коммунальные услуги будут ниже 20 % общего дохода семьи, соответственно на следующие полгода субсидию семье не начислят. Подтверждать право на БЖС собственнику квартиры нужно каждые полгода, это значит — придется собирать полный пакет документов и справок. Но все это касается заявительного принципа, одиноким пенсионерам и инвалидам субсидию будут пересчитывать автоматически каждые три месяца.
Заявление на получение субсидии рассматривается должностными лицами в течение 10 дней. Если потребуется запросить дополнительные документы, срок рассмотрения может увеличиться до 15 дней. Если потребуется проверка предоставленных документов — до 20 дней. Решение о назначении субсидии вступает в силу в месяц, следующий за месяцем его принятия.

Какие документы необходимы для оформления субсидии? 
Собственнику жилья необходимо предоставить в службу субсидирования полный пакет документов, а именно:
заявление на получение субсидии;
паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность);
документы, подтверждающие доходы собственника жилья и членов семьи за 6 месяцев;
свидетельство о рождении ребенка (для тех, у кого есть дети до 18 лет);
свидетельство о заключении (или расторжении) брака;
пенсионное удостоверение или удостоверение инвалида (если в семье собственника есть пенсионеры или инвалиды).
Некоторые документы служба субсидирования будет запрашивать самостоятельно, например, справку о месте жительства и составе семьи заявителя, справку о принадлежащих заявителю и проживающим совместно с ним членам его семьи правах на объекты недвижимого имущества (жилые помещения) либо об отсутствии таких прав, сведения о собственнике имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение заявителя, а также сведения о наличии у заявителя и проживающих совместно с ним членов его семьи договоров найма (поднайма) жилого помещения.
При этом за справку о принадлежащих заявителю и проживающим совместно с ним членам его семьи правах на объекты недвижимого имущества (жилые помещения) либо об отсутствии таких прав нужно будет заплатить самому заявителю.

ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ БЕЗНАЛИЧНУЮ ЖИЛИЩНУЮ СУБСИДИЮ, НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВИТЬ ДОКУМЕНТ О ДОХОДАХ ЗА КАЖДЫЙ ПОЛНЫЙ МЕСЯЦ В ТЕЧЕНИЕ ПОЛУГОДА

Какие доходы будут учитываться при начислении БЖС? 
Это все виды пенсий (в том числе получаемых из других государств), ежемесячные страховые выплаты, денежное содержание, все виды стипендий, пособий, материальной и денежной помощи, заработная плата, денежное довольствие, суммы, начисленные по гражданско-правовым договорам; доходы, полученные лицами в период отбывания наказания в местах лишения свободы, доплаты за ученые степени и ученые звания, доходы, полученные от использования объектов интеллектуальной собственности, алименты, доходы по акциям (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и другое); суммы денежных средств, получаемые в результате наследования, дарения, пожертвования и благотворительности; гранты, доходы от предпринимательской и другой деятельности и др. 
При этом нужно учесть такой момент: чтобы получить безналичную жилищную субсидию, необходимо предоставить документ о доходах за шесть месяцев.
Среднемесячный совокупный доход гражданина (семьи) для предоставления субсидии по заявительному принципу определяется как соотношение суммы доходов гражданина (семьи) за шесть месяцев и количества месяцев, в которых они были получены.

В перечне нет доходов (%) от денежных вкладов в банковских учреждениях, а также дотаций и других видов доплат (на питание в детских садах, школах и т. д.) для семей, имеющих статус многодетных. Значит ли это, что эти виды доходов не будут учитываться при определении совокупного дохода для начисления субсидии? 
Перечень доходов для предоставления БЖС, утвержденный постановлением Совета Министров от 27 сентября 2016 г. № 778, является исчерпывающим. Соответственно, если какого-то вида доходов в нем нет, значит, при расчете совокупного дохода он учитываться не будет.

Справка о доходах — документ обязательный? Может ли оформить субсидию собственник квартиры, который, например, проживает один, учится на платном отделении в вузе, доходов не имеет и находится на иждивении? 
Получить субсидию могут семьи или одинокие граждане, чьи затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг превысят 20 % от совокупного дохода в городе. Если дохода у гражданина нет, значит, субсидия, следуя простым математическим правилам, не начисляется.

По какому принципу будут начислять субсидию пенсионерам и инвалидам, если они проживают совместно с трудоспособными членами семьи? 
По заявительному принципу. Собственник жилья должен обратиться в службу субсидирования с полным пакетом документов и справками о доходах всех членов семьи, в том числе пенсионеров и инвалидов.

Другая ситуация: отец многодетного семейства является собственником квартиры, зарегистрирован в ней вместе с семьей, но работает несколько лет, например, в России. Примут ли в службе субсидирования справку о доходах, выданную предприятием другого государства? 
Постановлением правительства предполагается, что доходы гражданина (семьи), полученные в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком на день их получения, а доход за выполнение трудовых обязанностей — на последний день месяца, за который был начислен этот доход.

Куда конкретно обращаться за начислением субсидий? 
Местные органы власти должны уполномочить организации, которые будут работать как службы субсидирования (организации системы ЖКХ,  товарищества собственников, ЖСПК). В любом случае в исполкоме по месту жительства должна быть информация об уполномоченной организации.

Указ предполагает, что при начислении БЖС будет учитываться нормативное потребление жилищно-коммунальных услуг. Поясните, пожалуйста, это положение. 
Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг при расчете субсидий утверждены постановлением Совета Министров от 30 сентября текущего года № 789. При расчете субсидий не будет учитываться фактическое потребление ЖКУ, расчет будет вестись по утвержденным нормативам! Все, что потребляется сверх нормы, будет оплачиваться потребителем самостоятельно. Если же потребление жилищно-коммунальных услуг окажется меньше нормы, субсидия все равно будет рассчитана по нормативам. А это означает, что собственник просто меньше заплатит за коммуналку.
Возьмем в качестве примера стандартную двухкомнатную квартиру, в которой проживает семья из трех человек. К примеру, по нормативам семье начислена субсидия в размере 25 рублей. Вне зависимости от того, превысит семья нормативы потребления или же, наоборот, потребит меньше, сумма БЖС останется одинаковой — 25 рублей. Только во втором случае общая сумма платежа за ЖКУ будет ниже, благодаря экономному потреблению.

Может ли стать заявителем и получать БЖС собственник квартиры, который в ней не зарегистрирован? 
БЖС предоставляется собственнику (нанимателю госжилфонда, члену организации застройщиков), зарегистрированному по месту жительства.

СУБСИДИЯ НА РУКИ В ВИДЕ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ НЕ ВЫДАЕТСЯ, А ПЕРЕЧИСЛЯЕТСЯ НА СЧЕТА ПОСТАВЩИКАМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Как узнать размер начисленной субсидии? 
Размер субсидии будет указан в извещении. Кроме того, каждому гражданину (семье) – получателю БЖС по почте должно прийти извещение о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии. Формы извещений утверждены постановлением Министерства ЖКХ от 14 сентября 2016 г. № 23. Если сумма БЖС будет пересчитана, например, при изменении тарифов, получателя субсидии известят об этом повторно.

Можно ли получить субсидию наличными в банке? 
Нет. БЖС на руки в виде наличных денег не выдается. БЖС будет перечислена на счета поставщикам жилищно-коммунальных услуг.

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ ГРАЖДАН ПО ВОПРОСУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНОЙ ЖИЛИЩНОЙ СУБСИДИИ ДЛЯ ДОМОВ ТОВАРИЩЕСТВ СОБСТВЕННИКОВ И ЖСПК

По заявлениям, предоставляемым в службу субсидирования, по вопросу предоставления БЖС от домов ТС (ЖСПК) необходима следующая информация:

  1. Оборотно-сальдовая ведомость за предшествующий период (6 месяцев) периоду обращения, т.е. есть ли задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги;
  2. о сдаче (либо отсутствие) в наем квартиры (за предшествующий период (6 месяцев) периоду обращения) за подписью собственника квартиры;
  3. чем оборудована квартира (газовая/электроплита);
  4. о наличии лифта в доме (считается ли услуга по техобслуживанию лифта и электроэнергия на работу лифта);
  5. наличие льгот у заявителя и его членов семьи, зарегистрированных с ним по начислениям за жилищно-коммунальные услуги;
  6. развернутый лицевой счет (сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства на момент подачи заявления и за предшествующий период (6 месяцев) периоду обращения – наличие выписанных граждан);
  7. общая и жилая площадь занимаемого помещения;
  8. квитанция по начислениям за жилищно-коммунальные услуги предоставляемая для оплаты заявителю за прошлый месяц, месяцу подачи заявления;
  9. сопроводительный лист на имя начальника службы субсидирования, с обязательным указанием контактов представителя ТС (ЖСПК) – председателя, бухгалтера.

 

«Вопрос: Какие меры принимаются в настоящее время для обеспечения населенных пунктов области, где имеются системы централизованного водоснабжения, питьевой водой нормативного качества?

Ответ: В ряде городов и большинстве сельских населенных пунктов области (около 700), где системы централизованного водоснабжения находятся в ведении предприятий жилищно-коммунального хозяйства, из-за повышенного содержания железа в подземных источниках (норма – 0,3 мг/дм³) и по причине отсутствия очистных сооружений (станций обезжелезивания) вода имеет желто-бурую окраску.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №326 21 апреля 2016 утверждена Государственная программа «Комфортное жилье и благоприятная среда на 2016-2020 годы», в которую включена подпрограмма «Чистая вода», приоритетом которой является строительство станций обезжелезивания в населенных пунктах, обеспеченных централизованным водоснабжением для 100% обеспечения питьевой водой нормативного качества жителей страны.

«Вопрос:  О проведении сетей водоснабжения и водоотведения, в т.ч. с привлечением средств граждан.

Ответ: Учитывая ограниченность средств областного бюджета, планируемых на 2016 год на капитальное строительство в рамках инвестиционной программы, проблематичность в выделении средств на окончание уже начатых объектов, во избежание возникновения обязательств, не обеспеченных финансированием из областного бюджета, вопросы, касающиеся  проектирования, строительства уличных сетей водоснабжения и водоотведения (канализации) с долевым участием средств физических лиц подлежат рассмотрению на городском, районном уровнях  с определением приоритетов и с учетом исполнения городских и районных бюджетов. 
В настоящее время действует следующий порядок присоединения к системам коммунального водоснабжения одноквартирных жилых домов за средства граждан: 
получение технических условий (выдается по заявлению гражданина предприятием  водопроводно-канализационного хозяйства бесплатно); 
изготовление и согласование проектной документации (платно);  
строительство соединительной ветки (платно); 
врезка в коммунальную сеть, дезинфекция и промывка водопроводного ввода предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (платно); 
получение акта-разрешения на пуск присоединения в эксплуатацию, оформление в качества потребителя с заключением, или перезаключением договора на оказание услуг водоснабжения (бесплатно). 
При желании граждане могут объединяться в так называемые товарищества собственников для совместной реализации проектов по строительству уличных сетей водоснабжения и водоотведения (канализации). С целью обеспечения надлежащего контроля за производством проектных и строительных работ рекомендуется на платной основе привлекать организации, аттестованные на осуществление функций заказчика (застройщика) по комплексному управлению строительной деятельностью.

Правила содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь

В настоящее время в Беларуси действуют «Правила содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь», утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №834 от 04.06.2001 года. За нарушение Правил административным Кодексом предусмотрено предупреждение или штраф в размере от 1 до 15 базовых величин. А за нарушение, повлекшее причинение вреда здоровью людей или имуществу – от 10 до 30 базовых величин или административный арест (статья 15.47 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Настоящие Правила устанавливают требования к владельцам собак и кошек по содержанию и регистрации. Так пункт 4.4. настоящих Правил обязывает выводить собак в места общего пользования на коротком поводке и в наморднике, за исключением щенков в возрасте до трех месяцев и декоративных собак ростом до 25 сантиметров в холке, которых можно выводить на поводке без намордника. Выгуливать собак на придомовых территориях запрещается. Производить выгул собак можно на площадках, отведенных для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами. Площадки для выгула собак расположены в микрорайоне № 1 в районе полиомиелитной школы, рядом с жилым домом № 26 по ул.Социалистической.

Пункт 5.3. настоящих Правил запрещает содержать собак и кошек без регистрации. Собаки и кошки подлежат регистрации в течение трех дней со дня приобретения, щенки и котята должны быть зарегистрированы в возрасте от 3 до 3,5 месяца. Для регистрации кошек и собак владельцам необходимо обратиться в производственно-технический отдел УКП ЖКХ по адресу: г. Осиповичи, ул. Крыловича, 9, кабинет 4 (телефон 21763). При себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт). Владельцам потенциально опасных пород собак при себе необходимо иметь справку о прохождении владельцем обучения на курсах по разведению, содержанию и уходу за собаками.

Понуждение к порядку. Какими нормативными правовыми актами регулируется услуга вывоза ТКО

Отказ потребителя от заключения договора не освобождает его от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги (ст. 29 Жилищного кодекса). Но, когда речь заходит об обращении с твердыми коммунальными отходами в частном секторе, безапелляционной формулировки вдруг оказывается недостаточно для налаживания цивилизованных отношений с собственниками индивидуальных домов. Казалось бы, для дискуссий нет никакого основания, но спорные ситуации возникают то и дело. Почему?

Уважение к закону базируется на трех «китах»: знании нормативно-правовых актов, твердой позиции исполнителя услуг, а также понимании необходимости тех или иных правил.

Перечень основных жилищно-коммунальных услуг определен Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 535 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571. Типовой договор на оказание услуг, в том числе и услуги по обращению с ТКО, утвержден постановлением Совмина от 27 января 2009 г. № 99. Три важнейших документа, которые перевесят любые аргументы граждан, любящих ссылаться на свою мифическую чистоплотность. Мол, я что надо – компостирую, что надо – сжигаю, все лишнее – вывожу самостоятельно. А следовательно, и в услугах коммунальников не нуждаюсь.

Потребитель, не знакомый с нюансами законодательства, может не осознавать, насколько нелепо выглядят подобные рассуждения. Ведь не приходит же в голову жильцу многоквартирного дома отказаться, например, от услуги теплоснабжения на основании того, что он легко переносит холод и может обойтись без горячих батарей. Дом должен обогреваться, и затраты на это нужно возмещать. Точно так же с водой, газом, электроэнергией и остальными жилищно-коммунальными услугами, которые не зря названы основными.

Если организован планово-регулярный вывоз ТКО или установлены контейнеры для сбора отходов, то услуга фактически оказана, а значит, должна быть оплачена.Здесь на стороне коммунальников даже нормативно-правовой акт – статья 15 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» гласит: «Исполнитель, являющийся коммерческой организацией, при наличии технической возможности оказания соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг ОБЯЗАН ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР на оказание основных жилищно-коммунальных услуг…».

Ведь при отсутствии договора и потребитель оказывается, по сути, за пределами правового поля и рискует лишиться возможности предъявить коммунальной организации претензии в случае ненадлежащего обслуживания. То есть в данном случае предприятие ЖКХ заботится не только о собственных интересах, но и о защите прав гражданина.При заключении договора в жилом помещение, где нет зарегистрированных граждан, согласно законодательству имеется возможность приостановить начисление платы за услугу сроком до 6 месяцев. Без такого договора начисление производится круглогодично.

Для заключения договора граждане могут обратиться в УКП ЖКХ по адресу: ул. Кирова д.3, ул.Крыловича д.9. Рабочее время с  8.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00.

Актуальная информация о размере штрафа в Беларуси за выбрасывание мусора в не предназначенных для этого местах.

С 1 января 2019 года выбрасывание мусора наказывается штрафом в размере:

от 127,5 до 1 275 бел.руб.  или предупреждением – за выбрасывание мусора не в урны, контейнеры и другие места временного хранения отходов;[∗]– часть 2 статьи 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
– пункт 2 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 «Об обращении с отходами»

до 510 бел.руб.  или предупреждением – за загрязнение мусором леса и другой древесно-кустарниковой растительности;[∗]статья 15.30 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

от 25,5 до 51 бел.руб.  – за выбрасывание мусора из транспортных средств.[∗]статьи 18.4 и 18.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Справочно:

Если гражданин признает себя виновным в совершении правонарушения, то протокол об административном правонарушении не составляется. Штраф при этом должен быть установлен по нижнему пределу, а если такой предел не установлен, то в размере не превышающем 12 руб. 75 коп. [∗]– часть 3 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
– часть 6 статьи 6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Если правонарушение одновременно подпадает под статью с общей нормойВ общей норме правонарушение описывается шире чем в специальной норме. и под статью со специальной нормойВ специальной норме правонарушение описывается узко, т.е. специальная норма конкретизирует общую норму., то применяется только специальная норма.[∗]часть 2 статьи 2.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Протоколы об административном правонарушении могут составлять:[∗]статья 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

за выбрасывание мусора не в урны, контейнеры и другие места временного хранения отходов – уполномоченные должностные лица:

  • органов внутренних дел;
  • органов, осуществляющих государственный санитарный надзор;
  • организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги;
  • органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

за вынос мусора из жилых помещений не в контейнеры или другие специально отведенные для мусора места – уполномоченные должностные лица:

  • сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;
  • организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги.

за загрязнение мусором леса и другой древесно-кустарниковой растительности – уполномоченные должностные лица:

  • органов внутренних дел;
  • сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах;
  • органов, осуществляющих ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира;
  • организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги;
  • органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
  • органов, осуществляющих государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов;
  • Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
  • государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками;

за выбрасывание мусора из транспортных средств – уполномоченные должностные лица:

  • органов внутренних дел;
  • Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;
  • органов железнодорожного транспорта;
  • органов пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта;
  • органов метрополитена.

Размер штрафа устанавливается исходя из базовой величины:[∗]статьи 15.63, 21.16, 15.30, 18.4 и 18.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

за выбрасывание мусора не в урны, контейнеры и другие места временного хранения отходов – от 5 до 50 базовых величин;

за загрязнение мусором леса и другой древесно-кустарниковой растительности – до 20 базовых величин;

за выбрасывание мусора из транспортных средств – от 1 до 2 базовых величин.